Как выбрать медиатор

Всем привет. Сегодня речь пойдёт о медиаторах. Трудно представить, что маленький кусочек пластика, который почти ничего не стоит, может иметь столь заметное влияние на вашу игру.
Возможно, некоторые этого не осознают, но ваш медиатор – это мост между вами и вашей гитарой. Ведь, фактически, это продолжение ваших пальцев. В таком случаем, что может быть важнее этого?
Когда вы только учитесь играть – медиатор и его свойства вас не волнуют.Но после нескольких месяцев или лет практики простая смена медиатора может улучшить или, по крайней мере, изменить вашу игру буквально за одну ночь.
Давайте сравним различные медиаторы и выберем подходящий именно вам. Вдруг вы все это время покупали не то, что вам нужно?
Начнём с пяти основных характеристик медиаторов. Удобство в игре и тон конкретного медиатора зависят от 5 факторов:
1. Толщина
2. Твердость
3. Текстура
4. Размер / форма
5. Материал
А теперь поподробнее о каждом из этих параметров.
Толщина
Медиаторы бывают 4 основных размеров:
1. Тонкие (thin)- 0,40–60 мм или меньше
2. Средний (medium) – 0,60–80 мм
3. Тяжелые (heavy) – 0,80-1,20 мм.
4. Сверхтяжёлые (еxtra heavy) – 1,20 мм и больше
В зависимости от производителя эти диапазоны могут значительно различаться. Тонкие медиаторы обычно лучше подходят для:
- получения яркого тона – потому что их соприкосновение со струнами подчеркивает высокие частоты;
- получения звука более узкого динамического диапазона – поскольку их гибкость ограничивает достижимую громкость, что особенно хорошо заметно при студийной записи;
- для игры на акустической гитаре – отчасти из-за более узкого динамического диапазона, но также и потому, что это добавляет большей ясности отдельным нотам в аккордах.
Толстые медиаторы обычно лучше для:
- получения более мягкого тона в звучании – потому что вес и округлые края позволяют извлечь больше басов и меньше высоких частот;
- получения звука с более широким динамическим диапазоном – потому что они предлагают больший контроль над громкостью и атакой;
- игры на электрогитаре – потому что они обеспечивают большую скорость и точность во время быстрых соло;
- игры на сильном дисторшн – потому что они обеспечивают большую четкость и читаемость отдельных нот.
Но есть нюанс – толстые медиаторы требуют большей силы пальцев и ловкости для лучшего контроля звукоизвлечения. Учитывайте это при выборе.
Твердость
Даже если ваш медиатор тонкий, но из твердого материала – по характеристиках он будет напоминать толстый. И наоборот – толстые и мягкие медиаторы по характеристиках ближе к тонким.
Текстура
Чем более фактурна поверхность медиатора, тем большим будет трение между пальцами и медиатором. Это особенно полезно, когда рука потеет во время игры. Здесь неважно, толстый или тонкий у вас медиатор, хорошее сцепление между пальцами и медиатором нужно всегда. А вот текстура важна – она влияет на то, насколько легко медиатор проходит струну.
Гладкие и скользкие медиаторы выдают более чистый и естественный тон, а шершавые и текстурные добавляют оттенок зернистости и определённой характерности звучания. Медиаторы с гладкими и закругленными краями издают теплый и чистый тон, а медиаторы с острыми краями отличаются более сильной атакой и ярким звуком. Так что, если вы предпочитаете гладкость и чистоту, вам, придется пойти на компромисс и выбрать более скользкий медиатор.
Размер и форма
Медиаторы совсем небольшого размера популярны в гитарных кругах, но не самые распространённые. Медиаторы мелкого размера делают более простым использование различных техник смешанного звукоизвлечения, а также глушения ладонью медиатором и пальцами.
Конечно, «маленький» – понятие относительное, все зависит от размера ваших рук. Так что, в данном случае, возможно, самый лучший совет – это найти медиатор, достаточно большой для того, чтобы уместить его в руках, но НЕ БОЛЬШЕ.
Форма
В гуле вы можете найти кирки всех видов и форм (самый известный пример – медиатор в форме акульих плавников). Но почти во всех случаях вам лучше придерживаться обычного варианта стандартной треугольной формы капли.
Медиаторы различают по заостренности :
• более острые медиаторы имеют более сильную атаку с более ярким тоном и обычно лучше подходят для соло;
• более округлые имеют более мягкую атаку с более мягким тоном и обычно лучше подходят для игры боем.
Материал
Последний, но самый важный фактор из всех. Материал медиатора – это то, что в конечном итоге определяет его жесткость, текстуру и общие характеристики.
На протяжении всей истории музыканты пытались сделать медиаторы практически из всего, что только можно вообразить . Но лучший материал из всех был получен из панциря атлантической черепахи Hawksbill и был известен просто как «черепаховый панцирь». Но, начиная с начала 1900-х годов, постепенно набирали популярность пластиковые медиаторы, имитирующие черепаховый панцирь. В 1973 Повышенный медиаторный спрос на атлантическую черепаху угрожал исчезновением всего вида, поэтому пластиковые медиаторы взяли верх.
Среди множества вариаций самыми популярными стали эти три варианта материалов:
- Нейлон – обычно более мягкий, текстурированный и лучше всего подходит для легких и гибких медиаторов.
- Целлулоид – более жесткий, с более гладкой гладкой текстурой по сравнению с нейлоном.
- Ацеталь – он же Delrin (торговая марка Dupont), он же Tortex (популярная линия компании Dunlop), имеющий текстурированную шероховатость, которая точно имитирует ощущение панциря черепахи.
Менее распространенные материалы для медиаторов, это:
- бронза и сталь как варианты жестких материалов;
- дерево, войлок, кожа и резина как варианты мягких материалов.
Это, пожалуй, варианты экстравагантные для гитарного мира. Их стоит рассматривать особый выбор для особых случаев.
Так какой же медиатор выбрать?
Не узнаете, пока не попробуете все.
Вы, конечно, можете полдня раздражать владельца магазина в вашем местном магазине гитар. Но цена медиаторов позволяет просто купить ассортиментную пачку разной толщины и разных материалов, чтобы попробовать их дома в удобное вам время.
Из своего опыта добавлю, что тонкие медиаторы действительно хороши для игры ритмических рисунков на акустической гитаре. Впервые я об этом узнал от звукорежиссёра во время одной из своих первых сессий звукозаписи. В моём понимании тонкие медиаторы совершенно не подходят для игры риффовой электрогитарной музыки, так называемого высекания, а также игры мощных протяжных соло. Лично я предпочитаю медиаторы толщиной 2мм для игры соло, а также 0,5 мм для игры на акустической гитаре. Также в случае смешанных партий на акустике, где есть и сольные части и части аккордовой фактуры, типа «Wish you werе here» Pink Floyd или «Sweet home Alabamа» группы «Lynyrd Skynyrd», я использую медиаторы от 0,8 до 1 мм. Для игры на электрогитаре я использую различные медиаторы от 1,14 до уже упоминавшихся 2 мм.
Также, на одном из мастер классов известного российского гитариста Виктора Зинчука мне запомнилась фраза насчёт того, что чем тяжелее стиль музыке, тем более толстый медиатор стоит выбирать. Ну вот пожалуй на этом мы закончим наш небольшой экскурс в мир медиаторов. И не забывайте главное: медиаторы, струны, педали и звукосниматели лишь средства для выражения того, что вы чувствуете внутри себя. В наше время с известной долей сарказма можно добавить, «того, что вы успеваете почувствовать внутри себя в небольшие зазоры между просмотрами блоггеров и тиктокеров».