Обсудим такую важную тему, как музыкальная импровизация.Музыкальная импровизация. Концепция полушарий головного мозга. Ритмическое мышление. Творчество, частью которого является музыка.

Импровизировать в широком смысле – значит устраивать что-либо без предварительной подготовки. Ключевым определением действия является «без предварительной подготовки». Импровизацию в разных областях деятельности мы можем встретить довольно часто. Но для того, чтобы использовать её в своей практике, нужно быть достаточно хорошо подготовленным и «подкованным» в соответствующей области деятельности. Другими словами, я бы сказал, что импровизация – это деятельность-экспромт, совершаемая без предварительной подготовки на основе фантазии и творческого подхода. Важно, что основой этого умения является глубокий и фундаментальный пласт теоретической и практично-ремесленной основы. И вот, чтобы оторваться от этой основы и «взлететь», мы включаем фантазию, творческий подход. В творческом «полете» сила притяжения нашего пласта знаний действует на нас, как сила притяжения Земли. Но мы об этом и не думаем, т.к. она уже занимает роль само собой разумеющегося, а сконцентрированы только на получении наслаждения от «полета».

Подберемся ближе непосредственно к творчеству, частью которого является музыка.

Импровизация (improviso — значит по-латыни «без подготовки») — такой вид творчества, при котором и«замысел»и «претворение» его в контекстную форму совершаются одновременно, внезапно и быстро, непосредственно в момент исполнения.

И, собственно, музыкальная импровизация – это создание музыкальной формы или обыгрывание таковой посредством средств музыкальной выразительности. Основные средства музыкальной выразительности – это, как известно лад, гармония, ритм, темп, динамика, тембр, артикуляция и интонация.

В данной статье мы не будем касаться процесса создания музыкальной формы (это отдельная тема), а немного поговорим о методах обыгрывания готовых композиций, эстрадно-джазовых стандартов, блюзовых прогрессий и т.п.

Первым базовым моментом, который мы попробуем осветить – это концепция полушарий головного мозга и, соответственно, двух различных подходов к музыкальной импровизации. Согласно распространённому положению современной психологии, левое полушарие человека отвечает за логическую, рациональную деятельность, а правое – за эмоционально-чувственную. Таким образом, и подход к работе над конкретным произведением и, в целом, над развитием себя как музыканта-импровизатора будем строить исходя из этих двух взаимодополняющих концепций.

Музыкальная импровизация. Концепция полушарий головного мозга. Ритмическое мышление. Творчество, частью которого является музыка.

Подход 1. Назовём его левополушарным. Итак, он предполагает постепенное освоение различных идей по обыгрыванию того или иного музыкального материала, причём данные идеи музыкант черпает ИЗВНЕ и преимущественно рациональным способом. То есть имеются ввиду следующие идеи: обыгрывайте минорный септаккорд соответствующим ему дорийским ладом, пентатоникой, минорным ладом и т.д., доминантсептаккорд – миксолидийским, уменьшённый  аккорд – уменьшённым ладом и т.п. Также в данном подходе очень распространены идеи по игре арпеджио аккордов или игры арпеджио одних аккордов во время звучания других (скажем, обыгрывание большого мажорного нонаккорда посредством арпеджио малого минорного септаккорда, отстоящего на большую терцию вверх или малую терцию вниз– играть арпеджио Em7 или Am7 поверх звучащего в гармонии Cmaj 9). Данный подход изучался мной во время обучения на эстрадном отделе колледжа и чаще всего носит название «вертикального» подхода, то есть обыгрывания каждого аккорда в гармонии своим способом – лад, арпеджио, пентатоника и т.п. Подобные мысли опираются, чаще всего, на теорию музыки и основаны на рациональных  предположениях о благозвучности, либо фонической интересности и терпкости того звучания, которое в итоге должно получиться. Безусловно, многое в данном подходе – это результат экспериментов с различными ладами и прогрессиями аккордов и отобранные в результате данной практики варианты. Преимущества данного подхода – это возможность черпать идеи других музыкантов достаточно быстро, без съёма и анализа чужих ликов и соло, а также возможность создавать свои собственные посредством анализа гармонии, строения аккордов, ладов и т.п. Недостатком, а точнее небольшой опасностью чрезмерного увлечения подобным рационализмом может быть создание «музыки» из головы, без предслышанья, прочувствования и вашей индивидуальности.

Здесь же стоит сказать об одной вещи, которая часто умалчивается. Пожалуй, таких вещей даже две. Очень часто в огромном количестве видеошкол и книг говорится о том, какой лад или арпеджио сыграть поверх того или иного аккорда, но за, так сказать, скобками остаются такие аспекты как РИТМИКА И ФРАЗИРОВКА. Под ритмикой применительно к импровизации в достаточно узком смысле необходимо понимать ритмическую основу всего соло в целом, а также, что более важно, ритмическую основу каждой фразы. Также, как правило, не очень много внимания уделяется важнейшей составляющей – длине каждой фразы в метрических единицах. То есть, проще говоря, сколько тактов должны длиться ваши фразы. В итоге начинающий импровизатор оказывается в ситуации, когда он хочет что-то сделать с тем или иным ладом (скажем, фригийским), но не знает, ЧТО ИМЕННО делать. Что же, прольём немного света на данный аспект.

Итак, начнём с длины фразы. Здесь, конечно, всё индивидуально, но многие пособия от посвящённых классической музыке до сборников рок-соло отдают предпочтение ДВУХТАКТОВЫМ фразам. Также, чуть позже, можно будет попробовать «конструировать» ЧЕТЫРЁХТАКТОВЫЕ фразы. Пока остановимся на двутактах в размере 4/4. Итак, два такта в размере 4/4 – это две целые длительности, четыре половины, 8 четвертей, 16 восьмых нот и 32 шестнадцатых. 32е длительности мы пока не будем рассматривать ввиду их существенно меньшего применения и сложности в исполнении с технической точки зрения.

Что же, даём простой практический совет по рациональному построению фраз. Для начала возьмите простейшую традиционную форму двенадцатитактовый блюз – и играйте ТОЛЬКО двутактовые фразы в тональной пентатонике или блюзовой гамме. Как часто говорят очень творческие люди – ограничение в творчестве ведёт к прогрессу, а не к зажимам. Поскольку два аспекта – длину фразы и звукоряд – мы зафиксировали, то остаётся определиться с РИТМИЧЕСКОЙ основой фразы. Итак, начните с длинных нот – играйте целую ноту на первую долю каждого такта и затем делайте пазу в тактах 3 и 4. Повторите то же самое далее: 5й и 6й такты – целые ноты, 7й и 8й – пауза. То же самой сделайте в тактах с 9-го по 12-й. Какие ИМЕННО ноты выбрать из звукоряда – решать вам. Вслушивайтесь и экспериментируйте. Для начала лучше начать с тоник звучащих в данный момент аккорда. Сделайте это прямо сейчас. Сделали? Поздравляю вас – вы только что сыграли осознанную подготовленную ритмизированную импровизацию на блюзовый квадрат. Дальнейшие действия, думаю, понятны. Играйте половины, а затем делайте два такта паузы. Далее проделайте то же самое с четвертями, восьмыми и шестнадцатыми. Не пожалейте времени на стабилизацию данного аспекта игры и не забывайте о двух условиях успешной практики: вслушивайтесь в происходящее и получайте от занятий удовольствие.

Крайне важным при проработке данного подхода является строгая метроритмическая точность игры: то есть начинайте СТРОГО на первую долю первого, пятого и девятого тактов и снимайте звук на первой доле третьего, седьмого и одиннадцатого тактов. Не пытайтесь на этом этапе играть неровно, свинговать доли, синкопировать и перегибать с акцентами. Для собственного развития себя как исполнителя можете поэкспериментировать с динамикой – делайте крещендо к окончанию фразы, либо наоборот диминуэндо. Также прекрасным тренажёром динамической нюансировки будет играть первую фразу на форте, вторую на пиано, третью – на меццофорте и т.д. Здесь возможности и простор для фантазии поистине безграничны.

Когда игра строго на первую восьмую станет для вас простым и проработанным навыком, можно позволить себе метроритмическое развитие. Отберите те фразы, которые нравятся ВАМ более всего и начните их на ВТОРУЮ восьмую первого такта. Закончите вы, по идее на «один и» в третьем такте (ну, и соответственно седьмом и одиннадцатом). Можете составить себе недельный план – понедельник 1, вторник 1и, среда – 2 и т.д. Здесь имеются ввиду МЕТРИЧЕСКИЕ доли, с которых вы начинаете играть фразы. Ну, и для определённости играйте всю неделю только восьмыми длительностями. Уверен, что подобная «ограниченная» игра (которая, на самом деле даёт огромную метроритмическую гибкость) доставит вам массу удовольствия. И, самое главное, больше вам не придётся «блуждать во тьме» ритмической неопределённости. Ваши мелодические линии будут иметь строго очерченную ритмику и занимать определённое место в «сетке» всей музыкальной формы.

Дальнейшим шагом здесь будет ритмическая изобретательность. Откройте сборник упражнений по сольфеджио или найдите простые ритмические фигуры где-то ещё и играйте всё те же простые звукоряды – пентатонику или блюзовую гамму — обычным и обратным галопом, пунктиром, восьмыми и четвертными триолями, шестнадцатыми квартолями с пропущенной первой, второй, третьей и четвёртой нотой  и т.д. Совмещайте ритмические фигуры в различных сочетаниях, ПО ПРЕЖНЕМУ СТРОГО соблюдая длину фразы в два такта. Просчитывайте про себя паузы четвертями – это разовьёт ваше чувство музыкального времени. Стоит сказать также, что профессиональное музыкальное исполнительство, как и качественная импровизация, всегда ритмична или, если угодно, ритмизирована. Так что, импровизируя ритмическими фигурами и шаблонами, вы профессионализируетесь как музыкант в целом. Также все ритмические фигуры будут как бы оживать под вашими пальцами, становясь частью ВАС в ещё большей степени, нежели будучи разученными в каком-либо музыкальном произведении.

Для стабилизации ритмического мышления приводим примеры простых ритмических рисунков в размере 2/4.

Музыкальная импровизация. Концепция полушарий головного мозга. Ритмическое мышление. Творчество, частью которого является музыка.

Можете проработать с их помощью любые лады или арпеджио.

Просто начните немного экспериментировать с данным, левополушарным, подходом к созданию собственных фраз. Если вам кажется, что это будет не «настоящая» импровизация, то со временем вы почувствуйте какие огромные возможности даёт этот способ. Просто совместите различные ритмические рисунки с различными динамическими нюансами, а затем попробуйте смещать все полученные фразы на различные доли тактов. А теперь представьте, что произойдёт при обыгрывании более сложной формы, где ладовые возможности будет гораздо больше. У известного американского композитора Леонарда Бернстайна есть монография «Бесконечное разнообразие музыки». В нашем случае даже в случае использования только одного подхода впору говорить о бесконечном  разнообразии импровизации (простите за невольный каламбур).

Пожалуй, последним аспектом рационального подхода к построению фраз могут быть артикуляционные нюансы – то есть штрихи или типы звукоизвлечения, которые вы используете для игры ваших линий. Итак, ставьте себе осознанные задачи – сыграть весь двутакт на легато, нон легато, маркато, тенуто, стаккато и т.д.

Музыкальная импровизация. Концепция полушарий головного мозга. Ритмическое мышление. Творчество, частью которого является музыка.

Акцентируйте те доли, которые решите. Первое время действуйте очень осознанно, рационально и, так сказать, с предустановками сознания. То есть используйте ту артикуляцию, которую хотите и вслушивайтесь в происходящее. Очень скоро ваш слух будет «подсказывать» вашим пальцам, какие штрихи использовать. Таким образом, в рамках левополушарного подхода к импровизации вы сможете хорошенько «прокачать» ваше исполнительство в вопросах ритмики, артикуляции и динамики.

Подход 2. Назовём его правополушарным. Он, как я считаю, является более музыкальным, искренним и индивидуальным. Заключается он в следующем. Поскольку мы обсуждаем тему обыгрывания уже готовой музыкальной формы (скажем, джазового стандарта «Mack the knife»), то для начала её неплохо разбить на отдельные функции, то есть на отдельные аккорды. И далее, попробовать обыграть каждый аккорд в отдельности, забыв о том,  как он называется, какова его функция в гармонии и структуре пьесы и т.п. То есть, скажем в пьесе Курта Вайля «Mack the knife» первым аккордом является тоника Bb6.

Музыкальная импровизация. Концепция полушарий головного мозга. Ритмическое мышление. Творчество, частью которого является музыка.

Правополушарный подход будет заключаться в том, что вы играете аккорд на фортепиано или гитаре (даже если вы духовик или скрипач, вам необходимо общее знание какого-либо гармонического инструмента – клавишные оптимальны для данных целей) или вводите его в простейшей, лучше всего хоральной фактуре, в какой-либо секвенсор и далее ВНИМАТЕЛЬНО ВСЛУШИВАЕТЕСЬ В СЕБЯ, то есть стараетесь услышать те музыкальные идеи, которые будут звучать у ВАС в голове. При работе с данным подходом к развитию импровизационных навыков необходимо быть очень искренним и честным, и совершенно НЕ ПОЗВОЛЯТЬ себе думать о том, что сейчас звучит, скажем, всё тот же аккорд Bb6, состоящий из нот си-бемоль, ре, фа и соль, и, стало быть, любая их комбинация будет хорошо звучать поверх данной гармонии.

План действий в данном случае будет следующий:

— сыграйте аккорд;

— вслушайтесь в его звучание, почувствуйте его колорит и настроение;

— СПОЙТЕ фразу, которая родится в ВАШЕМ воображении в ответ на данный аккорд;

— найдите спетые вами ноты на вашем музыкальном инструменте;

— сыграйте их различными артикуляционными штрихами и используя разную аппликатуру;

— запомните полученные фразы, запишите лучшие из них нотами в отдельную тетрадь для импровизационных идей;

— используйте лучшие (на ВАШ взгляд и вкус)  из полученных фраз как заготовки в импровизации на конкретную форму.

В случае второго, так сказать, интуитивного подхода нужно будет очень осознанно абстрагировать себя от рациональной рефлексии по поводу использования определённой артикуляции, ритмической основы, длины фразы и т.д. Артикуляция и динамика у вас будут, чаще всего, получаться те, которые вы до этого практиковали более всего – осознанно или нет. Ритмическая основа фраз будет исходить из подсознания, формирование которого является предметом изучения психоанализа. Мы же лишь здесь можем сказать, что ваше музыкальное подсознание и его наполнение зависит в существенной мере от ВАС лично. Оно будет определяться тем, какую музыку и каких исполнителей вы слушаете, на ЧТО ИМЕННО обращаете внимание во время прослушивания музыки, в каком музыкальном окружении находитесь. Как пел в одной из песен Борис Гребенщиков, «тебе будет нужнее гид-переводчик, когда ты придёшь в себя». Данная цитата достаточно ёмко описывает необходимость в опытном наставнике не только для практики, но и для помощи в нахождении качественной музыкальной информации. Здесь стоит порекомендовать общаться о музыкальных вкусах и конкретных записях с опытными музыкантами и педагогами, работающими как в вашем стиле, так и в иных стилях и жанрах. Любой новый стиль – это, как правило, фьюжн чего-то уже существовавшего ранее. Это справедливо как для босса новы, так и для сонатной формы венских классиков. Так что не бойтесь развиваться и узнавать что-то новое у серьёзных профессионалов музыкального искусства вообще и импровизации в частности различных жанров и течений. Разумно совмещая изучение многообразного мира музыки с индивидуальными занятиями, вы не потеряете себя, а, возможно, найдёте. Как говорил Фридрих Ницше,«большинство людей решили что нашли себя, даже не начав поиск». Не повторяйте их ошибок – развивайтесь!!! И да получите в награду собственный импровизационный стиль!!!

В самых общих чертах, два данных подхода являются основными при освоении музыкальной импровизации. Скажем, тот же Скотт Хендерсон в одном из своих видео рассказывает о том, что при обыгрывании большого мажорного септаккорда ля можно использовать три минорные пентатоники – фа-диез, си и до – диез, поскольку все они состоят из части нот гаммы ля-мажор, которая, естественно, идеально подходит для обыгрывания тонического аккорда. То есть описывает первый метод. А известный джазмен Барни Кессел много времени уделяет именно созданию собственных ликов посредством исключительно вслушивания в себя и в звучащую гармонию, НЕ АНАЛИЗИРУЯ то, из каких нот состоят звучащее аккорды. То есть он ведёт речь о втором методе.

Какому из методов отдать предпочтение – это решать уже каждому лично, думаю. Преимуществом первого, левополушарного, способа является возможность практически бесконечно обогащать мир собственных импровизационных идей за счёт НЕ ТОЛЬКО звуковой музыкальной информации, получаемой извне. Преимущество второго, правополушарного, способа – это возможность УСЛЫШАТЬ СЕБЯ, создавать собственный мелодический импровизационный мир, открыть в себе индивидуальные интонации, ритмические рисунки, артикуляционные нюансы и т.д.

На начальном этапе развития импровизационных навыков многие музыканты, как правило, испытывают неуверенность в собственных силах, а потому им стоит начать с первого, рационального, метода построения фраз. Особенно если речь идёт о коллективной игре с другими музыкантами – здесь лучше вначале иметь некие наработки, которые звучат хорошо и согласуются со звучащей в данный момент гармонией. Поэтому стоит играть «правильные» звукоряды, а  также не пренебрегать чужими «фирменными» ликами (о работе с чужими ликами речь пойдёт в отдельной статье). По мере развития скорости мышления касательно создания собственных фраз в режиме, так сказать, онлайн стоит всё больше времени уделять второму, иррациональному, методу – это будет вести к развитию музыкальности, связи внутреннего слуха и головы с пальцами, обретению особого музыкально куража, а также невероятному ощущению радости от возможности создания импровизированного соло «здесь и сейчас».

Как всегда в подобных случаях стоит сказать, что наилучшим из возможных является разумное сочетание двух данных концепций в правильной пропорции. То есть, при ознакомлении с различными вертикальными методами обыгрывания гармоний следует все их играть, пропевать, вслушиваться в звучание и оставлять в своём арсенале те, которые по душе именно вам. Чрезмерное же «погружение» в себя может привести к однообразию и  предсказуемости вашей импровизации. Так что, слушая других музыкантов и знакомясь и их импровизационными идеями, не забывайте находить время вслушаться в себя, и в то же время не «заслушайтесь» собой слишком сильно!!!

Den Vitsenko

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приобрести  Музыкальные товары можно в интернет магазине Monkey Music!

Музыкальная импровизация. Основные положения и базовые подходы.
5 / 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *