Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Итак, сегодня поговорим о ладах. На самом деле это тема весьма обширная, мы же ограничимся в данной статье преимущественно ладами народной музыки.

На самом же деле существует очень большое количество различных ладов, натуральных и так называемых искусственных. Сущностью натуральных ладов является то, что они были, так сказать, преимущественно открыты в результате транскрипций или попыток нотации народной музыки. Ну, то есть, в самых общих чертах можно сказать, что, скажем, китайская народная музыка преимущественно состоит из нот мажорной пентатоники, а для напевов народов ближнего востока характерным ладом будет гармонический минор. То есть когда после нотации, то есть записи в виде нот, какая-либо мелодия данных народов анализируется на предмет того их каких же нот состоит её основной звукоряд, то для китайских народных мелодий это будет мажорная пентатоника (то есть, скажем последовательность соль-ля-си-ре-ми), а для восточных мелодий – натуральный минор с повышенной септимой (соль-ля-си бемоль-до-ре-ми- фа диез). То же относится и к ладам народной музыки, о которых мы поговорим подробнее чуть ниже (речь пойдёт о дорийском, лидийском, ионийском, фригийском, миксолидийском, локрийском и эолийском ладах).

Искусственных ладов также существует огромное количество – альтерированные натуральные лады, лады Мессиана и т.п. Кстати, любой из читателей данной статьи может изобрести свой звукоряд и назвать его своим именем, если, конечно, он уже не был известен ранее. Звукоряд необязательно должен состоять из семи нот – гаммы би-боп состоят из восьми нот, в блюзовой гамме шесть нот и т.д. Вы можете придумать звукоряд, расположив «его участников» по произвольным интервалам. Единственным условием будет то, что звукоряд должен начинаться и заканчиваться одним и тем же звуком – до, ре, ми и т.д. И если такого лада пока не открыли музыковеды и музыканты (что, вообще говоря, маловероятно), то можете смело назвать его своим именем.

Итак, перейдём к натуральным ладам или так называемым ладам народной музыки. Думаю, вам знакомы их названия – ионийский, дорийский и так далее. Эти термины очень часто произносятся в различных видеошколах, они же есть в различных пособиях по импровизации и композиции. Большое количество довольно непривычных названий, а также не вполне понятное строение и способы практического применения иногда вызывают у не очень опытных музыкантов определённые затруднения. Мы же попробуем всё упростить (в хорошем смысле слова) и развеять некий туман, если он до сих пор существует.

Во время обучения теоретическим основам импровизации в колледже культуры и искусств мне очень понравилась одна фраза. Звучала она так: «Все натуральные лады народной музыки параллельны друг другу». Что она означает? А вот что. Все вышеперечисленные лады, сыгранные в пределах одной диатонической гаммы,  – ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский – действительно состоят из одних и тех же звуков, расположенных в разном порядке. А потому ситуация действительно напоминает параллельные мажор и минор, который состоят из одни и тех же нот, но начинаются с разных звуков (скажем, фа-мажор и ре-минор).

Начнём  с названий и происхождения ладов. Названия вышеперечисленных ладов пришли к нам из Греции и, кстати, их современные названия немного не соответствуют изначальным. При переписи информации о греческих ладах средневековыми музыковедами произошла замена одного названия лада на другой.

Но мы будем ориентироваться на современные названия, поговорим об их строении, характерном звучании каждого лада, а также возможности применения в композиции, импровизации и аранжировке:

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыкантаИонийский лад. Он же натуральный мажор. Ионийский лад ДО будет состоять из хорошо известной последовательности нот – до ре ми фа соль ля си – без каких-либо альтераций в виде диезов или бемолей.

Естественно, ионийский ЛЯ будет иметь альтерации (три – фа, соль и до), также как и МИ (четыре – соль, фа, до, ре) и т.д. ДО ионийский (далее лады будем называть так – основание и название лада) будет располагаться по белым клавишам фортепиано от ноты ДО до ноты ДО. Тоновая формула лада такая: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.Звучание ионийского лада очень светлое, праздничное. «Jingle bells», «We wish you a merry Christmas», «Twinkle twinkle little star» — вот примеры простых праздничных или детских мелодий, написанных с использованием ионийского лада. Мои личные попытки импровизации на первых этапах освоения гитары начинались именно с этого лада (и параллельного минора, естественно – о нём речь пойдёт чуть ниже). Очень часто в различных видеошколах предлагается написать что-то в данном ладу. Но, строго говоря, для написания чего-то нужно знать, что именно вы пишете и обладать минимальным набором композиторской техники – мотивная работа, ритмическое остинато, завершённость формы и т.д. Поэтому более простым механизмом ознакомления с данным ладом будет следующий. Можете найти сборники по сольфеджио для музыкальной школы, открыть раздел посвящённый натуральному мажору и просто поиграть или спеть оттуда все мелодии.Здесь также следует отдельно сказать о важности ПЕНИЯ ладов. В известном учебном пособии по джазовой импровизации Манилова и Молоткова даётся совет следующего плана: всё, что вы играете на инструменте, нужно предварительно пропеть. В данном случае не имеется ввиду академическое, эстрадное или фольклорное пение с правильным резонированием, дыханием и певческой позицией. Речь идёт о внятном в римтически-звуковысотном смысле пропевании нот либо с их названием (сольмизация), либо просто каким-то одним звуком (интонирование или скэт). Скажем, звуком «ТА».Почему это так важно относительно ладов? Дело в том, что каждый лад, помимо своей тоновой формулы (см. выше) имеет характерное звучание. Также можно сказать, что он имеет некую ауру. Поэтому, спев натуральный мажор как звукоряд, а также спев ряд мелодий, написанных в данном ладу, вы получите очень глубокое ОЩУЩЕНИЕ данного лада, его настроение. А это важнее чем сухое знание формулы его строения и даже корректной аппликатуры при игре на инструменте. Ощущение лада, его характера, даст вам возможность использовать его в нужном контексте при аранжировке или импровизации, а также играть или сочинять музыку, написанную в данном ладу, в правильных обстоятельствах.Немного скажем об использовании данного лада при импровизации и пойдём дальше. Как я уже писал в своей статье об основах импровизации (Музыкальная импровизация. Основные положения и базовые подходы), очень важно играть ритмично, а если говорить точнее, РИТМИЗИРОВАННО. Что это значит? Если вы инструменталист, то после того, как вы узнали формулу лада, спели его и ряд мелодий, написанных в нём, разучите одну-две типовые аппликатурные модели этого лада для вашего инструмента. Далее используйте секвенсор или найдите минусовую фонограмму в ДО ионийском или ДО натуральном. И попробуйте поиграть фразы длиной в один-два такта, состоящие из очень осознаваемых вами ритмических шаблонов. То есть поиграйте четвертями, потом восьмыми, потом шестнадцатыми, галопирующим рисунком, пунктиром и их сочетаниями. Самое главное – контролируйте ритмику и метроритм того, что вы играете. Попрактиковавшись какое-то время подобным образом, вы почувствуете как звучит данный лад в контексте какой-то конкретной фактуры и, таким образом, сможете освоить его в ещё более полной мере.

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Дорийский Лад  (DORIAN MODE).  Итак, двигаемся дальше по «белой» клавиатуре фортепиано. С ноты ре и до следующей ноты ре, если двигаться только по белым клавишам, будет располагаться дорийский лад. Часто его также называют дорийский минор. Он будет состоять из следующих нот: ре ми фа соль ля си до ре. Формула данного лада будет следующая: тон-полтона-тон-тон-тон-полтона-тон.

С фонической и художественной точки зрения данный звукоряд имеет минорный колорит с мажорным оттенком. Что это значит? А то, что если его сыграть как звукоряд от тоники до тоники, то звучание получится минорным, но не грустным, а просветлённым и мягким. В дорийском ладу написана,скажем,  известная мелодия «APACHE» из репертуара группы The Shadows, а также соло в известной песне группы Shocking blue «Venus». Дорийская мелодика и аккордика распространена в современной музыке – много подобного можно встретить у Земфиры, «Пинк Флойд», «The Beatles», группы «Машина Времени» и т.д.

Алгоритм освоения данного лада будет таким же, как у описанного выше натурального мажора. Возможно, могут возникнуть сложности в нахождении мелодий в сборниках сольфеджио. Но с учётом количества информации в сети я не думаю, что это очень сложная задача.

Дорийский лад можно отнести к, скажем так, «модным» ладам. Его любят использовать современные композиторы, сонграйтеры,  аранжировщики и джазовые музыканты. Обобщая свой музыкальный опыт, могу сказать, что импровизация в дорийском ладу отлично подходит для игры лаундж-вечеринок, фоновой музыки, ненавязчивой коктейль-мьюзик и т.д. Хорош этот лад и в блюзовом, и в блюз-роковом контексте. Поэкспериментируйте с ним, спойте его, поиграйте ряд мелодий, поимпровизируйте в нём и сами для себя определите, с чем он у вас ассоциируется и в каком контексте его уместнее всего использовать.

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Фригийский Лад  (PHRIGYAN MODE). С ноты ми и до ноты ми, если двигаться по белым клавишам фортепиано, располагается фригийский лад. Его также называют иногда фригийским минором ввиду наличия минорной терции. Он будет состоять из следующих нот – ми фа соль ля си до ре ми. Данный звукоряд также иногда называют «испанским» (не путать с гаммой фламенко). Его формула такова: полтона-тон-тон-тон-полтона-тон-тон.

В отличие от дорийского лада, фригийский является более мрачным и минорным, нежели натуральный минор (речь о котором будет идти ниже). То есть с художественной точки зрения данный лад подходит для создания мрачного и печального звучания. Во фригийском ладу написана, скажем,  «ПесньВарлаама» Мусоргского.  Фригийский лад  активно используется в различных металлических направлениях ввиду своего колорита. В своей исполнительской и композиторской практике я лично использовал его пока не очень часто. Поэкспериментировав с данным звукорядом по уже известной вам последовательности действий, вы сможете составить своё личное представление о фонизме, характере, ауре и образе данного лада и решите, где и когда вам его применять. Говоря в сравнительном смысле о дорийском и фригийском ладах можно сказать, что дорийский лад как бы просветляет и «мажорит» минор, а фригийский – мрачнит и «минорит» ещё больше.

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Лидийский Лад (LYDIAN MODE). На какое-то время отойдём от ладов с минорным звучанием в сторону ладов мажорных Лидийский лад, сыгранный по белым клавишам фортепиано, будет состоять из таких нот – фа соль ля си до ре ми фа. Формула данного лада такова – тон тон тон пол тона тон тон пол тона.

Первые три ноты располагаются друг от друга на расстоянии целого тона, что немного роднит данный лад с целотонной гаммой по звучанию. Лидийский лад имеет просторное, широкое звучание. Оно ещё более мажорно, нежели натуральный мажор. Лидийский лад любит использовать в своих композициях известный американский гитарист Джо Сатриани. Скажем, экспозиция его композиции «Flying in a blue dream» вся состоит из фраз, сыгранных в лидийском ладу от различных тоник. Лидийский лад также можно отнести к, так сказать, «модным» ладам. Он не был очень в ходу в венской классике, не был он основным и у композиторов-романтиков. Своё наибольшее распространение он получил уже в 20м веке, причём в большей степени в инструментальной музыке. По своим личным ощущениям я бы отнёс его к звукорядам, подходящим для создания широких образов для больших сценических концертов. Лад обладает определённой терпкостью и особым колоритом, который вы сможете оценить по собственным ощущениям, поэкспериментировав с ним по известной вам схеме.

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Миксолидийский Лад (MIXOLYDIAN MODE). Итак, пятый лад в нашей последовательности. Также звукоряд с «мажорным» звучанием. Следуя концепции «белых» клавиш имеем такие ноты – соль ля си до ре ми фа соль. Формула данного лада следующая: тон-тон-пол тона-тон-тон-пол тона-тон.

Если проводить некие  параллели с минорными ладами (дорийским и фригийским), то можно сказать, что звучание данной последовательности нот при общей мажорности имеет некую меньшую праздничность, небольшую минорность или нейтральность. Миксолидийский лад также часто используется тем же Джо Сатриани. Скажем, первая часть его композиции «Summer song» написана в миксолидийском ля. Лад активно используется в современной блюзовой импровизации, современной рок-музыке и поп-музыке. Из композиций, где было бы уместно использовать миксолидийский лад для импровизации, можно назвать «Tequila» группы «The Champs», «After dark» группы «Tito and tarantula». Использование миксолидиской, пониженной (относительно натурального мажора) седьмой ступени характерно для рифов группы AC/DC, роковых номеров The Beatles, Queen, Rolling Stones и т.д. Проанализируйте последовательности аккордов песен перечисленных групп и везде, где найдёте пониженную седьмую ступень, можно говорить о наличии некой «миксолидийности» гармонии, мелодики и звучания. Опять таки поём лад, мелодии, ритмизировано импровизируем, ощущаем колорит и образ лада. Если вы гитарист, то попробуйте поиграть его на чистом звуке и на различных перегрузах. Это же можно делать и с вышеперечисленными ладами. Для клавишников было бы разумно использовать различные тембры, поскольку краска каждого конкретного лада может быть подчёркнута также тембрально.

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Эолийский Лад (AEOLIAN MODE). Один из основных ладов, так называемый натуральный минор. Пожалуй, один из самых древних ладов. По белым клавишам будет состоять из таких нот – ля си до ре ми фа соль ля. Формула лада следующая: тон полтона тон тон полтона тон тон.

Кстати, стоит сказать, что несмотря на определение «минорный» лад, данная последовательность нот на самом деле звучит достаточно мягко и скорее задумчиво и лирично, нежели печально и трагично. Для создания трагичного и драматичного настроения композиторы и авторы песен используют альтерированные варианты данного звукоряда – скажем, гармонический или дважды гармонический. Рассмотрение последних не является темой данной статьи, поэтому поговорим о натуральном миноре. В натуральном миноре «написано» большое количество народных песен, скажем известная русская «Во поле берёза стояла» или украинская «За світ встали козаченькі». Также стоит упомянуть мелодию «Greensleeves», которая существует в двух видах – с альтерациями и без них. Так вот в «неальтерированном» виде это очень хороший пример характерного звучания натурального минора. Пожалуй, упомяну также творчество группы «Кино», в песнях которых мажорной доминанты практически нигде нет, и большая часть которых написалась Виктором Цоем именно в эолийском ладу. С учётом некой минорности строя души русскоязычных людей, думаю, что большей части читателей данной статьи натуральный минор придётся по душе (прошу прощения за некий каламбур).

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Локрийский Лад (LOCRIAN MODE). Последним идёт локрийский лад. Это один из самых редко используемых ладов в популярной музыке, но активно используется в различных стилях металлической сцены. Его нотный состав по белым клавишам будет таким – си до ре ми фа соль ля. Формула данного лада такова: пол тона тон тон пол тона тон тон тон.

Редкость использования данного лада для написания основной мелодической линии популярной песни или инструментальной композиции объясняется тем, что, строго говоря, на первой ступени данного звукоряда нельзя построить тоническое трезвучие – ни мажорное, ни минорное. Таким образом, тональность будет непонятной и неподготовленному слушателю такое звучание будет казаться странным. В то же время огромное количество металлических риффов, риффов в стиле трэш-метал, индастриэл, дэз- и блэк-метал и тому подобных направлениях строится именно на данной последовательности нот. Из всех «минорных» ладов данный звукоряд имеет самый мрачный колорит. В звучании слышится некая безысходность. Лично я обращаюсь к данному звукоряду, когда хочу сочинить «злой и жёсткий» гитарный рифф. Найти мелодии, написанные в данном ладу, будет непросто по указанным выше причинам, но риффы есть в большом количестве. Так что попробуйте поиграть их, спойте лад, поимпровизируйте, используя различные тембры, и определите для себя, где вы будете использовать данный лад.

Итак, вот краткий обзор так называемых ладов народной музыки. Собственно говоря, вся музыка, которая звучит вокруг нас или внутри нас состоит из нот, которые образуют некие звукоряды. Весьма полезным в этой связи является постоянный анализ осушаемой вами музыки, понимание её ладовой основы и, как следствие, понимание оказываемого ей воздействия на слушателя. В данной статье мы рассмотрели лады, построенные последовательно на ступенях диатонического мажора – то есть до ионийский, ре дорийский и т.д. Естественно, любой из вышеперечисленных ладов может быть построен от любой ноты. То есть грамотный музыкант должен с лёгкостью уметь перечислить ноты, входящие в состав, скажем ля фригийского, и тут же перечислить ноты ля дорийского и т.п. Для этого есть два пути. Первый заключается в использовании тоновой формулы, которая приведена в каждом из пунктов. Второй подход заключается в следующем. Все вышеперечисленные лады можно условно разделить на две категории – мажорные и минорные. Так вот, хорошо зная строение натурального лада от любой ноты, можно с лёгкостью строить любой из ладов народной музыки, соотнося их с натуральным мажором или минором. Ниже приводим таблицу-подсказку:дорийский лад (минорный лад) – натуральный минор с повышенной на полтона 6-й ступенью;фригийский лад (минорный лад) – натуральный минор с пониженной на полтона 2й ступенью; локрийский лад (минорный лад) — натуральный минор с пониженными на полтона 2й и 5й ступенями; лидийский лад (мажорный лад) — натуральный мажор с повышенной на полтона 4й ступенью; миксолидийский лад (мажорный лад) — натуральный мажор с пониженной на полтона 7й ступенью.

Одним из отличных способов запоминания колорита ладов является их игра в сопоставлении друг с другом на остинатный бас. Запишите в секвеснсор ровную басовую партию, состоящую из одной ноты (скажем, до). Для простоты и определённости введите её восьмыми нотами. И во время её звучания поиграйте ритмичные фразы в один-два такта в каких-либо контрастных ладах. Скажем, до лидийский, а затем до локрийский. Несмотря на статичность и неизменность аккомпанемента звуковая картина будет получаться существенно различной даже при использовании одинаковой ритмики для обоих ладов.

Экспериментируя таким образом, пропевая всё играемое вами, вы постепенно обогатите свой звуковой багаж чётким представлением о каждом ладу и  в нужное время подсознание подскажет вам, что именно нужно использовать в композиции, аранжировке и импровизации.

Следует сказать, что большое количество музыкантов, особенно гитаристов,  ограничиваются в своём развитии буквально двумя-тремя звукорядами (мажор, минор, пентатоника). Со временем вся их композиторская и импровизационная деятельность становится зачастую шаблонной и предсказуемой. Они сами начинают уставать от собственного звучания. Знание же даже рассмотренного в данной статье небольшого количества ладов даст большой рост в области красочности импровизаций, богатства аранжировок и неожиданности композиций.

Так что всем счастья и удовольствия от занятий музыкой и от открытий, которые вы в ней сделаете для себя и, будем надеяться, для других!!!

Den Vitsenko

Приобрести  Музыкальные товары можно в интернет магазине Monkey Music!

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта
5 / 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *